Октябрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен    
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Сценарий занятия на тему «Талая вода»

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Это не первая наша беседа, посвященная воде. Мы уже говорили с вами о том, что такое вода, и какие свойства она имеет, что вода необходима человеку и является его добрым другом, и о том, что нужно делать для того, чтобы вода из друга не превратилась в опасного врага.

А сейчас, ребята, отгадайте загадку:

Зимой прячусь – скрываюсь,

Весной появляюсь – разливаюсь,

Летом веселюсь,

Осенью спать ложусь.

Дети: Река.

Воспитатель: Действительно, водоемы в разное время года ведут себя по-разному. На прошлом занятии мы изучали правила безопасного поведения на воде в осеннезимний период. Сегодня поговорим о правилах поведения на воде ранней весной. Уже февраль, конец зимы, скоро весна начнет вступать в свои права, и нет, пожалуй, человека, который не радовался бы пробуждению природы, звонкому пению птиц, ласковому весеннему солнышку. Давайте назовем признаки наступающей весны.

Дети: Солнце светит ярче, дни становятся длиннее, ночи короче, тает снег, бегут ручьи.

Воспитатель: А как меняются водоемы, покрытые льдом в этот период? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно! Под весенними лучами солнца лед на водоемах, особенно реках, становится рыхлым и непрочным. Сверху он «съедается» солнцем, талой водой, а снизу подтачивается течением. Выходить на водоемы в этот период очень опасно: лед в любой момент может рассыпаться с шипением под ногами и сомкнуться над головой. Опасны в это время канавы, лунки, ведь в них могут быть ловушки – ямы и колодцы. Ребята, а что происходит, когда ранней весной стремительно начинает таять снег, бегут ручьи, разливаются реки? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, начинаются весенние ледоходы, паводки и половодья! Послушайте, как поэты описывали весенний ледоход и половодье в своих стихотворениях:

Шумят ручьи! Блестят ручьи! Взревев, река несет На торжествующем хребте Поднятый ею лед! Баратынский Е.

Ледоход, лед идет! Вышел на берег народ, Смотрит, как река играет, Лед в кусочки разбивает. На реке и треск, и гром, Это значит – ледолом. По реке идет лед, Это значит – ледоход! Нищева Н.

Лед идет, лед идет! Вереницей длинной Третьи сутки напролет Проплывают льдины. …Льдина льдину гонит в путь, Ударяет в спину. Не давая отдохнуть, Льдина вертит льдину. А ведь этой глыбой льда, Толстой, неуклюжей, Стала вольная вода, Скованная стужей… Маршак С.

А на реке идет весенний ледоход, Лед вспучился вдоль берега, по краю, И льдины двинулись в последний свой поход Огромной ледяною белой стаей. Они блестят на солнце, при луне, Как россыпи прекраснейших алмазов, То с грохотом плывут, то в тишине, Гиганты важные и стайки льдинок малых… Денисов Н.

Но поэты и писатели не только описывали это захватывающее дух зрелище, они в своих произведениях старались предупредить об опасностях, которые могут подстерегать людей в этот период – период талой воды.

Вот послушайте: Половодье, ледоход, По реке изба плывет Наша речка грозная – Сорвалась и понеслась Мельница колхозная. Ходко мельница плывет, На крыльце петух поет. Скачет берегом в седле За беглянкой мельник. Выловил в другом селе Только в понедельник! Аким Я. А давайте вспомним, что случилось со старушкой в стихотворении С. Михалкова

«Дядя Степа-милиционер». …На реке и треск и гром – Ледоход и ледолом. Полоскала по старинке Бабка в проруби простынки. Треснул лед – река пошла, И бабуся поплыла. Бабка охает и стонет: – Ой, белье мое утонет! Ой! Попала я в беду! Ой, спасите! Пропаду!.. Конечно, старушке повезло, как вы помните, ее спас от верной гибели проходивший мимо дядя Степа-милиционер. Но могло быть и иначе!

А сейчас послушайте рассказ Бориса Житкова «На льдине» (чтение рассказа из Приложения)

Воспитатель: Какими правилами безопасности пренебрегли рыбаки, подвергнув опасности и свои жизни, и жизнь маленького мальчика – сына одного из рыбаков? (ответы детей) Воспитатель: Правильно! Они заехали на лед дальше всех от берега, что очень опасно; наловив достаточно рыбы, решили остаться на ночь на льдине на тяжелых санях при ухудшающейся погоде, чтобы продолжить затем рыбалку. Ребята, запомните правила безопасности при ледоходе:  Не стойте на обрывистых и подмытых берегах – они могут обвалиться.  Когда вы наблюдаете за ледоходом с моста, нельзя перегибаться через перила и другие ограждения.  Не катайтесь на льдинах, это очень опасно!  Любители зимней рыбалки! Будьте предельно осторожными на весеннем, талом льду!

Воспитатель: Но весной у водоемов нужно быть осторожным не только во время ледохода, но и при паводках и наводнениях. Кто из вас знает, что такое паводок? (ответы детей) 4 Воспитатель: Да, это когда весной разливаются реки и талая вода затапливает большие территории, порой заселенные людьми, часто снося все на своем пути. Послушайте стихотворение С. Егорова о весеннем разливе:

Шумит река, сильна, грозна, Большие льдины крушит. Как широка! Зимой она Была в три раза уже!

Воспитатель: Действительно, ранней весной реки часто выходят из берегов. Лед и снега тают, талая вода переполняет водоемы, уровень воды в реках поднимается и затапливает большие территории. Потоки талой воды смывают на реках мосты, размывают дороги, затапливают дома, подвалы. Большая талая вода способна оставить без жилья тысячи человек. Страдают люди, животные, разрушаются постройки, затапливаются леса.

Давайте вспомним произведение Н. Некрасова «Дед Мазай и зайцы» (чтение части произведения из Приложения)

Воспитатель: Что случилось с зайцами и другими лесными животными? (ответы детей)

Воспитатель: Да, они попали в зону затопления при весеннем паводке. А как спасал дед Мазай несчастных зайцев? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, вывозил на лодке на землю. На лодках и других плавательных средствах могут и должны спасаться и люди. Запомните, пожалуйста, основные правила эвакуации на воде: – при пользовании самоходными плавательными средствами входите в лодку (катер) по одному, во время движения не меняйтесь местами и не садитесь на борт. – в экстренных случаях максимально используйте подручные средства (надувные предметы, автомобильные камеры, доски, бревна, бочки и т. д.) – напомните взрослым, что необходимо взять с собой из зоны затопления: документы, деньги, ценности, теплые вещи, запас питьевой воды и продуктов питания сроком на три дня (общий вес не должен превышать более 50 кг).

Воспитатель: Кто из вас читал повесть-сказку А. Милна «Винни-Пух и все-все-все»? Давайте вспомним, что приключилось с главными героями во время наводнения (потопа) (чтение части произведения из Приложения)

Воспитатель: Что стало причиной потопа? Где были Пятачок и Винни-Пух, когда начался потоп? Какие меры по спасению принял Пятачок? Как спасался Пух? Правильно ли он сделал, взяв запас меда и забравшись на дерево? Как друзья спасали Пятачка? Давайте вспомним, как спасаются люди во время наводнений из зоны затопления? Для этого я предлагаю вам поиграть в игру «Доплыву – не доплыву». Я буду называть предметы (горшочек из-под меда, лодка, плот, диван, бочка, бревно, телевизор, наволочка, заполненная пластиковыми бутылками и надувными мячами, зонтик), а вы скажете, можно ли воспользоваться ими, чтобы выплыть из зоны затопления.

Воспитатель: Молодцы, ребята! На все вопросы ответили правильно! Действительно, не зря говорят: «Мало воды – пропал бы мир, и много воды – пропал бы мир!» Заключение Подведем итоги нашей встречи. Надеемся, вы запомнили все правила безопасности на воде ранней весной. Помните, что в период паводка, даже при незначительном 5 ледоходе, несчастные случаи чаще всего происходят с вами – детьми, и часто они заканчиваются трагически. Для того чтобы талая, весенняя вода не обернулась для вас бедой правила безопасности на водоемах в период паводков и ледоходов нужно не только знать, но и обязательно выполнять. Возьмите, пожалуйста, памятки «Правила поведения на водоемах весной». Запомните эти правила, поделитесь своими знаниями с друзьями. Берегите свою жизнь, будьте здоровы. До свидания!

 

Участник X Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» в 2019 году (ссылка на сайт)

В Волгограде наградили талантливых управленцев (ссылка на статью).

Посещаемость сайта: