Эссе «Я — педагог»

 

«Найти свою дорогу,  узнать своё место в жизни –

в этом всё для человека, это для него значит

сделаться самим собою».

В.Г. Белинский

 

          А что это значит быть собой? И как выбрать из множества направлений то, которое подходит именно тебе?

          Такие вопросы часто начинаешь задавать себе в середине жизненного пути. Оглядываешься назад и думаешь о ценностях и ориентирах, о свершениях и достижениях, о планах на будущее. И задаешь себе главный вопрос: «А правильно ли я поступила, когда выбрала педагогическую профессию?»

          Желание связать свою жизнь с воспитанием детей у меня зародилось ещё в детском саду. Я всегда испытывала интерес и трепетное отношение к детям, умела занять малышей увлекательной игрой, прийти на помощь в трудную минуту. Мамы охотно оставляли мне своих ребятишек на несколько минут, уже тогда доверяли этой девчушке самое дорогое, что у них есть — своих деток. К девятому классу я окончательно определилась в выборе профессии и точно знала, что буду поступать в наш Михайловский педагогический колледж. Многие отговаривали: «Оксана, ты хорошо учишься, можешь достичь успеха в любой профессии. Зачем тебе этот тяжёлый и не всегда благодарный труд?!» Только мама тогда поддержала меня: «Учись дочка! Профессия педагога — это самая мирная и нужная профессия на все времена!». И вот передо мной приемная комиссия, экзамены, жуткий страх, что не поступлю, конкурс четыре человека на место… Но всё завершилось благополучно — я студентка педагогического колледжа, будущий учитель начальных классов и воспитатель детского сада!

          Однако путь к профессии не всегда похож на прямую дорогу, часто судьба ведет нас к цели извилистой тропой. Позади учеба в колледже и выпускной вечер, в руках два заветных диплома. И снова вопрос: «Какой путь выбрать? Какая профессия станет основной?».

          Меня ждет школа-сад и первая встреча с детьми, ведь я — воспитатель группы продленного дня. Кажется, я не ошиблась в выборе. И снова впереди учёба, ведь нужно получить высшее педагогическое образование. Вышла замуж, родила дочь — вообще успевала всё: учиться, работать, любить. В университете услышала о наборе студентов на факультет дополнительного образования по специальности «педагог-психолог». Подумала — это что-то новое и интересное, нужно попробовать. И стала постигать удивительную науку психологию, которая захватила меня так, что посвятила этому делу пятнадцать лет своей профессиональной деятельности. Всё это время меня окружало множество интересных людей – профессионалов своего дела, которые многому научили, передали свои знания, открыли волшебные техники работы с детьми и взрослыми. Где же применить полученные навыки?

          И снова работаю в детском саду, ведь педагог-психолог так нужен дошкольникам и их родителям. Кажется, я опять на верном пути.

          Время бежит, все меняется… Судьба распорядилась так, что уже четвёртый год я работаю воспитателем. Удивительно: иметь дошкольное образование, столько лет работать рядом с воспитателями, наблюдать за их буднями и праздниками, и только сейчас осознать: «Это мой выбор! Это моя дорога!». Каждый день я прихожу в детский сад, вижу улыбки своих ребят, которые бегут ко мне навстречу, как к самому дорогому для них человеку. В такие минуты понимаешь, что делаешь великое дело!

          Воспитание в детском саду – это не только игры с детьми, а кропотливый и ответственный труд, требующий выдержки и огромного терпения, направленный на то, чтобы ребёнок вырос настоящим человеком. Воспитание подрастающего поколения — поистине великая миссия, поэтому я совершенно согласна с мнением К.Д. Ушинского: «Почти все признают, что воспитание требует терпения, но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания». Сколькими знаниями и умениями должен обладать воспитатель! Ему приходится писать планы, шить и рисовать, вязать и лепить, быть актёром и режиссёром, петь и танцевать, выступать перед родителями, обладать художественным вкусом, знать правила хорошего тона. Да можно ли предугадать всё, что понадобится педагогу в его работе? Этой профессией сложно овладеть за год или два, даже за пять лет учебы в университете. Воспитателю на протяжении всей жизни приходится многому учиться, и этот процесс не прекращается никогда. Посещение различных семинаров, курсов, мастер-классов – ещё одна составляющая моей профессии. А всё то новое, что я познаю, мне нравится внедрять в процессе работы с детьми. Обучая ребят, я стараюсь опираться на их жизненный опыт, использовать наблюдения и эксперименты для его обогащения. Обилие игровых и проблемных ситуаций, практических занятий, применение технических средств обучения помогают мне сделать образовательный процесс увлекательным. Как у детей загораются глаза, когда они открывают для себя что-то новое, делают самостоятельные выводы, всё это способствует развитию личности ребёнка.

          Кем станут  мои воспитанники в будущем, я не знаю. Возможно, Танечка будет доктором, Владик – водителем, Даша – художником, а Миша – адвокатом. Но точно знаю, моя главная задача – показать ребенку, что он — кладезь возможностей,  помочь поверить ему в себя, получать радость от своего творчества. Все дети разные, поэтому мне важно дать возможность каждому проявить себя, почувствовать себя способным и талантливым, а самое главное — счастливым. В своих воспитанниках я стараюсь воспитывать чувство ответственности, которое, несомненно, поможет им в дальнейшей жизни. Большое внимание уделяю эмоциональному благополучию и психологическому комфорту детей. А комфортно детям может быть только тогда, когда окружающие их взрослые понимают и уважают другу друга, действуют сообща. Поэтому в беседах с родителями я постоянно делюсь своими знаниями, принципами, убеждениями, опытом, желая, чтобы и они погрузились в этот удивительный мир детства и получали удовлетворение от общения с собственным ребенком, от совместных открытий и побед.

          Думаю, что профессия воспитателя помогла мне найти свою дорогу, свое место в жизни, дала возможность искренне отдаваться любимому делу, раскрыть свой творческий потенциал. Мне нравится делиться с детьми знаниями и эмоциями, при этом не сгорать, а становиться чище и богаче душой. Я счастлива, что связала себя крепкими узами с великим и прекрасным делом – воспитанием детей.

           Все больше и больше убеждаюсь в правоте слов римского историка Саллюстия: «Каждый человек — творец своей судьбы», и я творю свою судьбу сама. Моим вторым домом стала планета под названием детский сад. И самое главное, я осталась верной и преданной однажды выбранной профессии – Педагог. Что удерживает меня в ней? Этот вопрос я задаю себе постоянно. Ответ однозначен — это любовь! Моя любовь к детям и ответная любовь ко мне. Как говорил Л.Н. Толстой: «Любить – значит жить жизнью того, кого любишь». В этих словах и заключается смысл педагогического труда, ради чего мы ежедневно идём к детям.