За период с 2017 по 2020 год в структурном подразделении «Золотой ключик» оборудован вход в здание. Вход расположен максимально к уровню земли. Перед входом в здание имеется кнопка вызова для обращения инвалидов о помощи сопровождения к месту предоставления услуги. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ предоставляется сопровождающее лицо.
Основными механизмами достижения максимальной доступности и индивидуализации образования в структурном подразделении «Золотой ключик» являются: проектирование образовательного процесса и индивидуальных образовательных маршрутов (адаптированных образовательных программ) обучающихся и воспитанников с особыми образовательными потребностями.
Алгоритм создания специальных образовательных условий для детей с нарушением речи:
- Получение медицинского заключения с рекомендациями по организации образовательного процесса.
- Комплексное психолого-медико- педагогическое обследование на ТПМПК, получение заключения и рекомендаций.
- Определение ПМПк характера, продолжительности и эффективности создания специальных условий.
- Составление программы коррекционной работы.
- Выстраивание системы оптимального взаимодействия специалистов образовательного учреждения.
Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушениями речи в нашем структурном подразделении проводится по нескольким направлениям:
- всесторонняя коррекция речи (звукопроизносительной стороны, слоговой структуры, лексико-грамматической и др.);
- развитие неречевых процессов;
- формирование личности ребенка в целом.
Открытие группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи в структурном подразделении «Золотой ключик» предполагало создание специальных образовательных условий.
Специально-образовательные условия в структурном подразделении – это:
- Программно-методическое обеспечение образовательного процесса;
- Наличие предметно-развивающей среды, которая соответствует принципам вариативности, трансформируемости, полифункциональности, доступности и безопасности;
- Рекомендуемая наполняемость группы компенсирующей направленности, в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13, пункт 1.11, 15 воспитанников, что способствует эффективности коррекционно-развивающей работы;
- Соответствующее кадровое обеспечение: учитель-логопед с высшим педагогическим образованием по специальности «Учитель-логопед», воспитатели, прошедшие курсовую переподготовку и имеющие право работать в группе компенсирующей направленности.
В структурном подразделении «Золотой ключик» функционируют 1 группа для детей с нарушениями речи. Дети получают логопедическую помощь в течение двух лет. Данная группа была скомплектована в 2017 году.
Для коррекционно-развивающей работы с детьми была разработана адаптированная образовательная программа дошкольного образования.
При планировании непосредственно образовательной деятельности (НОД) с детьми с нарушениями речи обращается особое внимание на интеграцию областей, соответствующим ФГОС ДО. Это позволяет обеспечить разностороннее развитие ребенка с речевыми расстройствами и подготовку его к школьному обучению.
Коррекционно-педагогическая помощь детям с нарушениями речи оказывается в тесном взаимодействии всех специалистов учреждения: воспитателей, учителя-логопеда, музыкального руководителя, педагога-психолога, инструктора по физическому развитию.
Как правило, у таких детей с ОВЗ отмечаются неустойчивость внимания и памяти, нарушение познавательной деятельности, низкий уровень понимания словесных инструкций, низкий уровень самоконтроля, низкая работоспособность.
Для них характерны: сниженная мотивация, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении со взрослыми и сверстниками. У данной категории детей отмечается соматическая ослабленность, отставание в развитии двигательной сферы – недостаточная координация движений, снижение скорости и ловкости их выполнения.
В связи с этим в нашем учреждении работе с детьми с ОВЗ уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям. Для снятия утомления детей и активизации познавательного интереса проводим динамические паузы, физминутки. Для укрепления здоровья детей, профилактики сколиоза педагогами группы ежедневно проводится ходьба по массажным коврикам.
Таким образом, логопедическое воздействие обеспечивает образовательный процесс и максимальную социальную адаптацию детей, имеющих речевую патологию, путем развития познавательной деятельности, коррекции речевых нарушений и формирования речи как средства коммуникации.