Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Будем чисто говорить!

Речь – вид деятельности, присущий только человеку. От качества речи зависит все: общение, обучение, познание окружающего мира и себя в нем, овладение знаниями, умениями и навыками, и формирование себя как личности для активной жизни в обществе.

Полноценное развитие ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Речью ребенок овладевает постепенно, путем подражания  произношению звуков и слов взрослыми;  правильно произносить большинство звуков он сразу не умеет. Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения  по мере роста ребенка, так как они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение.

Любые недостатки речи ограничивают общение ребенка со сверстниками и взрослыми и отрицательно влияют на формирование его эмоционально-интеллектуальной сферы, а также могут привести будущих  школьников к неуспеваемости по многим дисциплинам. Но большая часть  речевых нарушений  может быть исправлена в дошкольном возрасте. Поэтому детский сад – это  то место, где профессиональные и внимательные педагоги могут помочь малышам.

В структурном подразделении  «Солнышко»  «МБДОУ «Лукоморье» дети с нарушениями речи  и фонематического слуха  посещают старшую  логопедическую группу, в которой логопед, воспитатели и родители, взаимодействуя друг с другом, проводят работу по развитию произношения одновременно с работой по развитию фонематического восприятия.  Наша логопедическая помощь начинается с  комплексной диагностики, которая помогает выявить уровень знаний и навыков детей с недостатками произношения  и служат основанием для выбора наиболее эффективных путей их преодоления.  Вся дальнейшая организация воспитательно-образовательной деятельности представляет собой целостную систему. Так психологическая поддержка малышей направлена на общее развитие их личности. С помощью психокоррекционных ирг, сказкотерапии,  приемов арттерапии и музыкотерапии психолог Пискунова М.А. выявляет компенсаторные возможности детей с нарушениями произношения, трудности в личностном развитии и интеллектуально-познавательной деятельности, способствует  развитию эмоционально-волевой сферы, содействует  полноценному психическому и личностному росту каждого ребёнка.

Педагоги и воспитатели являются одним из важнейших звеньев речевого развития детей. В логопедической  группе с ребятами работают творческие и чуткие воспитатели Дьякова И.Н. и Антонова О.А. Они стараются создать все условия для активизации речи детей, проводят упражнения на развитие дыхания, артикуляции, мелкой моторики, следят за правильной речью детей не только на занятиях, но и в режимных моментах, закрепляют правильное звукопроизношение.

Процесс овладения чистой и правильной речью продолжается на общих и индивидуальных занятиях с логопедом Агеевой Н.Б. Мы учим  детей чётко, даже утрированно, воспроизводить сначала гласные звуки, угадывать их по беззвучной артикуляции, слышать и выделять в ряду других звуков. Учитывая возрастные особенности детей, все задания предлагаем  в игровой форме.

Когда в речи детей закрепляются поставленные согласные звуки, отработку правильного произношения мы сочетаем  с выработкой  умения слышать эти звуки в ряду других, выделять соответствующие слоги. Упражнения на узнавание звука в слове, отбор картинок, придумывание слов с этим звуком осуществляем  в процессе игр с использованием различного дидактического материала.

Очень часто в речи детей смешиваются свистящие и шипящие звуки, т.к. на определённом этапе свистящие служили заменителями шипящих.  Для предупреждения появления смешений, чтобы новый звук не вытеснял старый со своего «законного» места, мы проводим  игры на различение пар смешиваемых звуков. Закрепляем новый звук  также в процессе игр — драматизаций  различных сказок, в свободных играх, в общении между собой.

На каждом логопедическом занятии мы предлагаем  детям  упражнения на звуковой анализ и синтез, в которых основной единицей изучения является не отдельный звук в составе слова, а целое слово. Учим детей делить слова на слоги. В качестве зрительной опоры используем схему, где графически обозначаем количество слогов в слове. Выделяем  гласные  и согласные звуки с помощью цветовых символов. К концу учебного года дети самостоятельно проводят анализ и синтез  односложных слов и двусложных слов.

Для достижения наилучшего результата  в группе и логопедическом кабинете мы организовываем предметно – развивающую среду и модифицируем традиционные материалы так, чтобы они отвечали индивидуальным интересам и потребностям детей.  Сделанные своими руками пособия «Звуковой город»,  «Паровозик гласных звуков», «Звуковая ромашка» и «Звуковые улитки», а также многообразный раздаточный материал по звуковому анализу, обучающие карточки,  слоговые наборы и схемы делают ребят активными участниками процесса, способствуют  развитию умения работать индивидуально и в партнерстве.

Участие семьи является обязательным условием обеспечения качества образования. Мы стараемся  выстраивать с родителями партнерские отношения, чтобы максимально помочь детям в речевом развитии. Особая форма встреч — «Школа для родителей» —  дает нам возможность в непринужденной, «домашней» обстановке обучить родителей навыкам работы с детьми. Показать им, как грамотно «поиграть» с малышом, как построить диалог, на что обратить внимание. В своей работе с родителями мы активно используем и индивидуальные консультации, тематика которых   определяется  в зависимости от имеющихся у ребенка проблем. Родители помогают  нам в создании и оформлении визуальных средств информации: стендов, папок-передвижек, информационных  листов.

Таким образом, выстроенная система совместной работы логопеда, воспитателей, психолога и родителей помогала  нам к концу учебного года  улучшить звукопроизношение у 21 ребенка. Из них у 70 % детей звуки поставлены и введены в речь, у 30 % детей отдельные  звуки находятся  на стадии закрепления. Выполняя задания, дети  перестали испытывать трудности при различении, дифференциации сходных звуков на слух и в произношении, стали хорошо выполнять  упражнения на выбор слов с заданным звуком, свободно отличать дефектное произношение звуков от правильного, научились читать, проводить звуковой анализ слов, писать буквы, составлять предложения и их схемы. Наши воспитанники  всесторонне подготовлены   к школе, мы стараемся заложить основу для последующего успешного обучения грамоте и чтению.

 

Учитель-логопед структурного подразделения «Солнышко»

МБДОУ «Детский сад «Лукоморье»                                                                               Н.Б. Агеева

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

ПРОЕКТ «ВСЕЙ СЕМЬЕЙ»

Посещаемость сайта: