Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Преемственность детского сада и школы предполагает взаимосвязь содержания их воспитательно-образовательной работы, методов ее осуществления. Необходимость преемственности между детским садом и школой усиливается в еще большей мере в связи со значительно возросшей ролью общественного дошкольного воспитания в нашей стране.

Дошкольное воспитание — первая ступень в системе общего образования. Преемственность детского сада и школы предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой — опору школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.

Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии ребенка: ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми, физиологически перестраиваться. Как же сделать так, чтобы этот процесс прошел для ребенка безболезненно?! И здесь большую помощь оказывает тесная связь детского сада и школы. Ведь часто в работе учителя и воспитателя отсутствует взаимосвязь, согласованность. В процессе своей работы воспитатель выявляет готовность ребенка к обучению в школе, способности умственной деятельности, состояние речи и особенности их социального развития. Учителю без этой информации невозможно осуществлять эффективное педагогическое воздействие на ребенка. Поэтому совместная целенаправленная работа воспитателя и учителя дает возможность детям с разным уровнем подготовленности, с разным уровнем развития чувствовать себя комфортно в начальной школе.

Разный стиль отношений воспитателя к детям по-разному сказывается на их привыкании к школе, на поведении, его отношении к делу, к учителю. Большое значение при этом играет преемственность стиля отношений к ребенку воспитателя и учителя, что является благоприятным условием для уверенности в своих силах, проникновения доверия к учителю, включения в учебу с желанием и радостью.

Наше взаимодействие начинается с заключения договора о сотрудничестве между детским садом  и школой  с опорой на современные нормативно-правовые документы в области образования.

Определена цель совместной деятельности: создание благоприятных условий для воспитания и обучения детей, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения интеллектуального, физического и личностного развития будущих первоклассников.

Выделены задачи детского сада и школы:

  • знакомство педагогов начальной школы с ФГОС ДО, а воспитателей с ФГОС начального образования, с целью организации преемственности, определения общих целей, задач, содержания развития детей;
  • отслеживание развития воспитанника-ученика, с целью выработки единого подхода к подготовке детей к школе, сохранения и развития накопленного в дошкольный период творческого потенциала ребенка;
  • организация совместной работы с родителями будущих первоклассников.

Организация совместной деятельности по предшкольной подготовке детей дошкольного возраста осуществляется по направлениям:

  • организационно-методическое обеспечение (совместные заседания по вопросам преемственности, семинары-практикумы, взаимопосещение занятий и уроков (изучение опыта форм, методов и приемов работы в практике учителей и воспитателей);
  • система взаимодействия педагога и родителей (проведение открытых дверей в школе, консультация психолога, учителя, совместное проведение родительских собраний);
  • работа с детьми: совместное проведение разных тематических и творческих мероприятий, совместная работа по отслеживанию развития детей, с школьным психологом работа по определению «школьной зрелости».

В 2017-2018 учебном году работа по преемственности между структурным подразделением «Золотой ключик» МБДОУ «Детский сад «Лукоморье» и МКУ СШ № 1 велась по  плану работы совместной деятельности по обеспечению преемственности  скачать, составленному на совместном заседании семинара-практикума учителей начальной школы и воспитателями подготовительных групп  № 6 и № 10.

Работа с детьми.

Работа с детьми в течение года была направлена на ознакомление дошкольников с понятием «школа». Дети узнали: что такое школа? Зачем надо ходить в школу? Кто это – учитель? Что такое урок, перемена? и т. д. Для поддержания у детей устойчивого интереса мы использовали разнообразные формы работы:

  • Организованная образовательная деятельность.
  •  Беседы о школе.
  •  Рассматривание картины «Школа» и иллюстраций на школьную тематику.
  • «День открытых дверей» Экскурсии детей подготовительных групп в школу (посещение учебных кабинетов, школьной библиотеки, спортзала, школьного буфета, общение детей с учителями, рассматривание школьных принадлежностей).
  • Проведение конкурса «Веселые старты» в котором приняли участие первоклассники школы и дети подготовительных групп.

Результатом такой работы стало появление у дошкольников интереса к школьному обучению, мотивации на учёбу, сформировалось положительное отношение к школе, учителю.

Работа с родителями.

Работа с родителями будущих первоклассников в течение всего этого года была направлена на просвещение родителей по вопросам подготовки детей к школьному обучению.

В начале года было проведено анкетирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка.

В структурном подразделении «Золотой ключик» специально для родителей была оформлена  папка «Скоро в школу», где они могли найти полезную информацию,  в течение года были организованы консультации для родителей по следующим темам: «Трудности адаптации ребенка к школе и пути их преодоления», «Гармония общения – залог психического здоровья», «Режим будущего школьника», «Портрет первоклассника» и др. Составлены  памятки для родителей «Как развить у ребенка любовь к чтению», «Игра – это серьезно», «Воспитание добротой», в которых даются советы и рекомендации по развитию и воспитанию дошкольников в целях их успешной подготовки к школе.

Были проведены  родительские  собрания по теме: «Наша школа: традиции, достижения, перемены», на котором родителей будущих первоклассников учителя познакомили с воспитательно-образовательной работой школы, рассматривались вопросы о  подготовке детей к обучению в 1-м классе, что должен знать и уметь ребёнок перед поступлением в школу.

В марте 2018 года состоялось родительское собрание в школе с директором школы, координатором по начальным классам, учителями, психологом, школьным фельдшером с родителями будущих первоклассников (освещение вопросов о распределении детей по классам, выбор УМК, приобретение рабочих тетрадей по предметам, др.).

Методическая работа.

Методическая работа в системе «детский сад – школа» была направлена на плодотворное сотрудничество воспитателей, учителей, детей и родителей. Учителя школы имели возможность (посещение занятий в ДОУ) ближе познакомиться с формами и методами работы, которые используются в ДОУ, узнать основные требования программы, по которой работает ДОУ, увидеть своих будущих первоклассников в привычной для них обстановке. А воспитатели детского сада лучше познакомиться с программами для детей 1 класса, узнать основные направления работы учителей начальных классов, увидеть своих выпускников на уроках в школе (посещение учебных занятий первоклассников в школе в период адаптации в сентябре). Нужно отметить, что посещая занятия в подготовительных к школе групп, воспитателями предъявляются повышенные требования к организации деятельности детей на занятиях. Продуманное, целесообразное расположение материалов, соблюдение последовательности отдельных этапов выполнения работы способствуют формированию навыков умственного труда. Поэтому детей учат подготавливать рабочее место в зависимости от содержания и характера предстоящей деятельности, правильно пользоваться пособиями и оборудованием, планировать свою работу, соблюдать последовательность ее выполнения, рационально использовать время, работать в определенном темпе и т. д. Повышаются требования и к поведению детей на занятиях: правильно сидеть, быть подтянутым, внимательно слушать, не перебивать другого, дополнять ответ товарища и др.

Для воспитателей детских садов и учителей начальной школы было организовано  и проведено заседание городского методического объединения «Педагогическая диагностика стартовой готовности первоклассников», где учителя представили опыт работы: «Мониторинг метапредметных  универсальных учебных  действий» по тетрадям —  Учебно-методический комплект «ШКОЛЬНЫЙ СТАРТ»: педагогическая диагностика стартовой готовности  к  успешному обучению в начальной школе. Авторы комплектов: Т.В. Беглова, М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая.

Психологическая и коррекционно-развивающая работа.

Анализ психологического развития детей седьмого года жизни включает в себя диагностику уровня интеллектуального, эмоционально-волевого и личностного развития воспитанников и степени их овладения разными видами деятельности, что в целом составляет так называемую «школьную зрелость» ребенка 6-8 лет.

В структурном подразделении «Золотой ключик» такая диагностика была проведена в самом начале учебного года. По её результатам был намечен план коррекционной работы с детьми.

В течение года проводилась как групповая, так и индивидуальная работа с дошкольниками по решению выявленных проблем. Помощь оказывали и родителям проблемных детей: помогали им справиться со сложной ситуацией, консультировали по разным вопросам.

Анализ проведённой работы подтверждает правильность выбранных направлений в решении преемственности между детским садом и школой. Они актуальны, помогают понять воспитателю и учителю друг друга, а детям – войти в школьный мир безболезненно и спокойно.

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

ПРОЕКТ «ВСЕЙ СЕМЬЕЙ»

Посещаемость сайта: