Модель взаимодействия детского сада с семьями воспитанников создана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
При взаимодействии педагогического коллектива структурного подразделения «Золотой ключик» с семьями воспитанников решаются выделенные нами как приоритетные, следующие задачи:
- повышение педагогической культуры родителей;
- приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;
- изучение семьи и установление контактов с ее членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка;
- изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.
Для их решения используем следующие методы:
- индивидуальное или групповое консультирование;
- просмотр родителями занятий и режимных моментов;
- привлечение семей к различным формам совместной с детьми или педагогами деятельности;
- анкетирование;
- опрос;
- беседы с членами семьи;
- наблюдение за ребенком (спонтанное и целенаправленное);
- анализ детских рисунков и рассказов на заданную тему.
Еще до поступления ребенка в детский сад устанавливаются первые контакты между семьями и педагогическим коллективом:
- Родители с детьми приглашаются в детский сад для знакомства с развивающей средой, особенностями работы;
- Демонстрируется презентация услуг детского сада – «Визитная карточка»;
- Оформляется договор об образовании при приеме детей по образовательным программам дошкольного образования.
Дальнейшее взаимодействие родителей и персонала проходит в процессе:
- Ежедневных непосредственных контактов, когда родители приводят и забирают ребенка;
- Неформальных бесед о детях, запланированных встреч с родителями воспитателями или специалистами, чтобы обсудить достигнутые успехи, независимо от конкретных проблем;
- Ознакомления родителей с информацией, подготовленной специалистами и воспитателями, об их детях;
- Предложений посетить психолога, врача или других специалистов;
- Посещения родителями учреждения для наблюдения ими деятельности детского сада или, чтобы увидеть, как занимается их ребенок («Неделя открытых дверей для родителей»);
- Работы Попечительского совета;
- Решения любых вопросов, касающихся их детей (родительский комитет);
- Оказания помощи детскому саду в качестве организаторов и спонсоров;
- Участия в праздничных и досуговых мероприятиях детского сада и совместной деятельности с детьми;
- Работы семейного клуба «Истоки»;
- Приглашения учителей начальной школы, врачей, социолога и других лекторов по интересующим вопросам.
Модель работы детского сада направлена на принятие семьи как первого и самого главного действующего лица в воспитании и образовании ребенка.
Наряду со сложившимися традиционными формами работы с семьей (беседы и консультации, общие и групповые родительские собрания, наглядная пропаганда, педсовет и др.) в нашем учреждении удачно зарекомендовали себя (и не один год используются) новые формы и методы взаимодействия с родителями:
- При составлении социального портрета семьи воспитанника, осуществляется знакомство с демографической, социально-профессиональной характеристикой семьи, жилищно-бытовыми условиями, культурным уровнем, составляется краткая педагогическая характеристика.
- Для знакомства родителей со структурой и спецификой проведения занятий, условиями пребывания детей в детском саду проводится «Неделя открытых дверей для родителей». В результате этого количество мам и пап, посетивших мероприятия, проводимые в течение этой недели увеличивается. Выдержки из отзывов: «Дети занимаются с удовольствием, несмотря на то, что работа требует усидчивости, аккуратности» (Белослудцева О.В., мама воспитанницы группы № 11), «Интересно наблюдать, как дети умело перевоплощаются в утят, лягушат, веселых зверушек, прыгают и танцуют» (Петрова Е.С., мама воспитанника группы № 2), «Я удовлетворена работой всех педагогов в садике, спокойна за подготовку ребенка к школе» (Бакланов П.П., папа воспитанница группы № 5). Эта форма работы нравится родителям, так как позволяет увидеть реальные достижения каждого ребенка, научиться самим некоторым приемам и методам работы с детьми.
- Для предоставления родителям более конкретной, для данной группы, информации о программе, по которой работает учреждение, информации о сотрудниках, режиме работы и т.д., в приемной каждой группы имеется «Визитная карточка группы».
- Участие родителей в проведении праздников и развлечений: выступление в качестве известных детям сказочных персонажей на осенних, новогодних, весенних, выпускных утренниках; участие вместе с детьми в городских фестивалях детского творчества в номинации «вокальное пение»; проведение Масленичной недели с обязательными ярмарочными гуляньями; изготовление необходимых к празднику костюмов и атрибутов, участие в различных конкурсах, аттракционах; в спортивных праздниках («Веселые старты», «Олимпийские игры в «Золотом ключике», «Папа, мама, я — спортивная семья», Дни здоровья). Родители имеют возможность наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников, оценить его физическую подготовку, а также демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться, это полезно детям, так как создает хороший эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения.
- Активное участие и помощь родителей в конкурсах: «Осенняя ярмарка», на лучшее оформление групп к Новому году, при подведении итогов здесь учитываются все виды работ, выполненные родителями: использование техники украшения окон бумажными салфетками, украшения и поделки, сделанные своими руками, выпуск праздничных бюллетеней и др.
- Отчетный концерт для родителей детей, занимающихся дополнительным образованием в танцевальном кружке «Вдохновение», в фольклорном ансамбле «Ложкарята»;
- итоговая выставка работ детей, посещающих кружки изобразительного творчества «Волшебные краски», «Умелые ручки».
- Работа семейного клуба «Истоки» длится один год. На занятиях клуба идет приобщение детей к основам рукоделия, созданию оригинальных аранжировок из природных и искусственных материалов, в то время как мамы заняты конструированием и дизайном из бумаги, ткани, ниток, природного материала, знакомству с техникой “батик”. Готовые работы украшают интерьер детского сада.
- Уголки для родителей оформлены в группах, в которых помещаются консультативные материалы; в специальных папках имеются подборки методических рекомендаций для родителей, составленные психологом, воспитателями, инструктором по физическому воспитанию, музыкальным руководителем, учителем-логопедом.
- Опыт семейного воспитания представляется в виде фотомонтажей «Знакомьтесь: семья …», выпуска Газеты для родителей, в которых говориться об особенностях физического и психического развития детей, о жизни ребенка в детском саду, даются рекомендации по воспитанию и образованию детей.
- В целях поддержки семейных традиций, ежегодно на выпускном балу каждый дошкольник получает в подарок видео с записями различных моментов из его жизни в детском саду, начиная с ясельного возраста: как одевается, как обедает, как играет, как поет и танцует и многие другие эпизоды повседневной жизни в садике, не известные родителям. Для семьи просмотр такого видео является настоящим сюрпризом, ведь за короткий промежуток времени можно вспомнить этапы взросления своего ребенка и немного познакомиться с буднями дошкольного учреждения. Видеофильмы из «Семейного архива» пользуются у родителей большим успехом.
- Работа консультационного пункта для родителей, целью которого является оказание помощи родителям в приобретении педагогических знаний, знаний особенностей физического и психического развития ребенка, знакомство их с практикой работы с детьми.
Для анализа удовлетворенности родителей воспитанников качеством предоставляемых образовательных услуг как индикатора эффективности деятельности нашего структурного подразделения представляем следующую форму анкеты для родителей (законных представителей) скачать
Цель мониторинга — изучение удовлетворённости родителей качеством образовательных услуг в структурном подразделение «Золотой ключик» МБДОУ «Детский сад «Лукоморье» (ДОУ).
Основные задачи:
- Выявить представления родителей о качестве образовании в ДОУ;
- Разработать рекомендации по улучшению качества образовательных услуг в ДОУ и оптимизации взаимодействия с семьями воспитанников
Результаты изучения удовлетворенности родителей деятельностью структурного подразделения «Золотой ключик» представлены в данном файле Уровень удовлетворенности родителей воспитанников качеством услуги скачать
Согласно полученным данным по результатам анкетирования на предмет удовлетворенности родителей работой нашего учреждения, детский сад имеет достаточно высокий рейтинг у родителей. Отрадно, что родители поддерживают нас и охотно откликаются на все наши предложения и начинания. Практически во всех группах родители активно включаются в обсуждение педагогических проблем, связанных с воспитанием собственного ребенка.
Представляем вашему вниманию видеопрезентацию взаимодействия структурного подразделения «Золотой ключик» с родителями:
Многообразие связей ДОУ с социумом.
В нашем детском саду на протяжении многих лет сложилась эффективная система взаимодействия с объектами социального окружения, которая способствует наиболее оптимальному развитию творческих способностей детей и взрослых, поскольку она предполагает участие в различных рода выставках, конкурсах, вернисажах, мастер-классах, где наиболее полно раскрываются творческие возможности каждого участника образовательного процесса. Наш детский сад успешно и плодотворно сотрудничает с организациями города: МКОУ СШ № 1, МКОУ СШ № 10, МКУ «Михайловский центр культуры», МБУК «Центральная библиотечная система г. Михайловка», МБУК «Михайловский краеведческий музей», МКОУ ДО «Центр детского творчества городского округа город Михайловка Волгоградской области», ГИБДД, ВДПО, МКОУ ДО «ДЮСШ № 1», МКОУ ДО «СТДЮТиЭ», МБУ ДО «ДШИ № 2», ГБУЗ «Михайловская городская детская больница», ПСЧ № 30 ФГКУ, ГБПОУ «Михайловский профессионально-педагогический колледж имени В.В.Арнаутова», ГБПОУ «СЕБРЯКОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ», Волгоградский государственный социально-педагогический университет, СЕБРЯКОВСКИЙ ФИЛИАЛ ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет», ГАУ ДПО «Волгоградская государственная академия последипломного образования», а также общественными организациями: Совет ветеранов, Совет женщин, станичного казачьего общества «Михайловский Юрт», михайловское отделение партии «Единая Россия».
Для системности взаимодействия ДОУ с социумом составляются планы совместной работы, включающие в себя сроки и формы работы. Так, взаимодействие детского сада с МКОУ СШ № 1 заключается в рамках преемственности: экскурсии в школу, посещение торжественной линейки 1 сентября, взаимопосещения различных мероприятий, проведение совместных педагогических советов, спортивных соревнований между дошколятами и первоклассниками — создают благоприятные условия для лёгкой адаптации дальнейшего обучения детей в школе.
Сотрудничество детского сада с МКУ «Михайловский центр культуры» и МБУ ДО «ДШИ № 2» приобщает детей к искусству, обогащает эмоциональные переживания. Участие в концертных программах Дома культуры формирует у них раскрепощённость, веру в себя, в свою значимость для окружающих, помогает усвоить основы культуры поведения.
О тесном взаимодействии детского сада с районным краеведческим музеем мы неоднократно публиковали на страницах общественно-политической газеты «Призыв».
Библиотекари из городской детской библиотеки наши постоянные помощники, они знакомят детей с детской литературой, проводят выставки книг, викторины, беседы о писателях, тематические встречи, знакомят с историей родного края, удовлетворяют потребность детей в общении, в познании духовных ценностей, обогащают внутренний мир ребёнка, расширяют кругозор, приобщают к культуре чтения художественной литературы.
Взаимодействие с городской детской больницей способствует решению оздоровительных задач, проведению совместных профилактических мероприятий.
Сотрудничество с пожарной частью, ВДПО решает задачи безопасного образа жизни: работа с детьми по профилактике пожаров, экскурсии в пожарную часть, участие детей в конкурсах, выставках по ППБ, проведение совместных тренировок по эвакуации детей из ДОУ.
Тесная связь со спортивными организациями города: МКОУ ДО «ДЮСШ № 1» способствует развитию у детей представлений об особенностях разных видов спорта, развитию и популяризации детского спорта. Воспитанники нашего ДОУ в течение года посещают стадион с целью проведения различных мероприятий: «Веселые старты», «День здоровья», участие в городском конкурсе «Папа, мама, я – спортивная семья» и др.
Частыми гостями нашего ДОУ являются сотрудники ГИБДД для проведения профилактических мероприятий с детьми по правилам дорожного движения, ознакомлению детей с наглядной информацией.
Воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста способствует взаимодействие с общественной организацией – городским Советом ветеранов, станичным казачьем обществом «Михайловский Юрт» . Воспитанники нашего детского сада являются постоянными участниками ежегодно проводимого мероприятия — День Памяти и скорби по погибшим воинам в Великой Отечественной войне. Педагоги ДОУ принимают участие в семинарах, организуемых городским Советом ветеранов. Сотрудничество с партией «Единая Россия» позволяет воспитанникам и педагогам ДОУ принимать участие в акциях и Всероссийских конкурсах –«Воспитатель России» и в проекте «Живу. Люблю. Горжусь.».
Таким образом, опыт работы нашего ДОУ с учреждениями социума показывает, что активная позиция детского сада влияет на личную позицию педагогов, детей, родителей, делает воспитательно-образовательный процесс более эффективным, открытым и полным.
Приложения договоров представлены по ссылке: http://lukomorie.edumih34.ru/сведения-об-оу/документы/договора-о-сотрудничестве/