Содержание социально-медико-психолого-педагогической деятельности в структурном подразделении «Золотой ключик» направлено на обеспечение коррекции развития с нарушениями в речевом развитии и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы.
Психолого-педагогическая и социальная помощь представляет собой комплексную работу всех специалистов по созданию определенных условий, которые способствуют развитию успешной социальной личности.
В ДОУ созданы условия для реализации в освоении образовательной программы и социальной адаптации:
- материально — техническое оснащение групповых помещений ДОУ, кабинетов учителя-логопеда, педагога-психолога;
- укомплектованность педагогическими кадрами: 1 учитель-логопед, 1 педагог-психолог;
- осуществление взаимодействия со специалистами муниципальной ПМПК и ПС.
В детском саду функционируют:
- логопункт для детей с нарушениями речи;
- организована деятельность психолого – медико — педагогического консилиума дошкольного образовательного учреждения (ПМПк ДОУ).
Цель психолого-педагогической деятельности: осуществление ранней полноценной социальной и образовательной интеграции воспитанников с отклонениями в развитии в среду нормально развивающихся сверстников путем создания условий для разнообразного общения детей в дошкольном образовательном учреждении.
Функции деятельности ПМПк:
- Диагностическая: изучение социальной ситуации развития ребёнка, определение доминанты развития, потенциальных возможностей ребёнка
- Воспитательная: для сопровождения воспитанников, испытывающих трудности в освоении образовательной программы и социальной адаптации, через которые разрабатываются индивидуальные программы психолого- педагогического сопровождения ребенка.
- Реабилитирующая:защита интересов ребёнка, попавшего в неблагоприятные семейные или учебно-воспитательные условия. Сущность дошкольной и семейной реабилитации состоит в разрушении негативного образа ребёнка, сложившегося у родителей, педагогов и сверстников, повышение его статуса и ценности среди окружающих, в преодолении состояния психологической защищенности, дискомфорта.
- Профилактическая:разработка комплекса мероприятий, направленных на предупреждение негативных отклонений как в учебной деятельности, так и в поведении проблемных детей.
- Контролирующая:контроль выполнений рекомендаций консилиума по разработке, реализации и результативности мероприятий по воспитанию, коррекции и профилактике.
С целью оказания психолого-педагогической и социальной помощи в ДОУ проводится комплекс мероприятий, направленных на своевременное выявление детей, испытывающих трудности в адаптации к образовательному учреждению и имеющих проблемы в общении, социализации, с целью установления причин затруднений, а также изучение индивидуальных особенностей.
В ДОУ осуществляется:
- психолого-педагогическое сопровождение воспитанников с особыми образовательными потребностями в рамках деятельности психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения,
- проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии, с детьми с ограниченными возможностями здоровья,
- мониторинг состояния и динамики развития детей, в том числе и детей с нарушениями в речи в образовательном процессе,
- педагогическое консультирование родителей (законных представителей) и педагогических работников,
- помощь педагогам в индивидуальном подходе к детям, индивидуализации обучения,
- содействие родителям (законным представителям) в сфере детско-родительских отношений, воспитания детей,
- ведение просветительской работы в целях повышения психологической компетентности всех участников образовательного процесса.
Психолого-педагогическая и социальная помощь предоставляется в организации следующими специалистами: старшим воспитателем, воспитателями, музыкальным руководителем, учителем-логопедом, педагогом-психологом в рамках службы сопровождения.
Воспитатель:
- Проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
- Воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
- Организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (учителя-логопеда);
- Применяет здоровьесберегающие технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
- Консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.
Учитель-логопед:
- Осуществляет обследование воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них нарушения развития;
- Составляет индивидуальные планы логокоррекционной работы, планы специально-организованных занятий;
- Проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые и фронтальные занятия (формирование фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте);
- Консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;
- Организует коррекционно-развивающее и речевое пространство с учетом возрастных индивидуальных особенностей детей.
Логопедическое сопровождение — оказание своевременной помощи детям, имеющим нарушения в развитии устной речи.
Основными задачами логопедической службы являются:
- коррекция нарушений речи у детей дошкольного возраста;
- профилактическая работа по предупреждению нарушений речи у детей путем пропаганды логопедических знаний среди работников ДОУ и родителей (законных представителей).
Работа с детьми проводится по следующим направлениям:
- Формирование правильного звукопроизношения;
- Развитие артикуляционных движений органов речи (губ, щек, языка);
- Совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;
- Совершенствование грамматического строя речи;
- Обогащение, активизация словарного запаса речи;
- Развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга), подготовка руки к письму;
- Совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.
Логопедические занятия проводятся ежедневно. Они проводятся в разной форме: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные. На занятиях используются: дыхательные, артикуляционные упражнения; пальчиковые игры; различные речевые игры; загадки, скороговорки, пословицы и поговорки и пр.
Музыкальный руководитель:
- Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
- Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;
- Используют на занятиях элементы музыкотерапии и др;
- Учреждение организует деятельность по оказанию психолого-педагогической и социальной помощи детям дошкольного возраста.
Приложения:
- Положение о психолого-медико педагогической службе структурного подразделения «Золотой ключик» скачать
- Положение о Службе ранней помощи детям от 0 до 3 лет с нарушениями в развитии (риском нарушений) и их семьям организованной на базе структурного подразделения «Золотой ключик» МБДОУ «Детский сад «Лукоморье» скачать
- Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника по определению ФГОС скачать
- Анализ о деятельности службы ранней помощи детям с нарушениями (риском нарушений) в развитии в структурном подразделении «Золотом ключик» скачать